Гитара Толгахана Чоулу или Гитара с фиксированными ладами

Гитара Толгахана Чоулу
2
Нейтральная
сторона
0
Гитара с фиксированными ладами
3
с подвижными ладовыми пластинками лучше классической
Прежде чем писать комментарии или выбрать сторону вы должны авторизироваться!
удобнее хитрого изобретения даже для микротональной музыки

12-03-2015 16:23 +1

По-моему, эти лады - то самое, чего отчаяно не хватает гитаре как инстурументу (ну и нормальных тюноматиков, чего уж тут).
Безладовость на гитаре - это извращение. С аккордами при таком подходе толком не поработаешь.
Однако сами лады имеют ряд неудобств, за счёт своей сухой математичности - этническую музыку на таком инстурменте уже толком не поиграешь без изъёбств.
Двигающиеся лады по идее дают возможность работать с самыми разными звукорядами, к тому же решается проблема гибкой подстройки мензуры (да, термин используется неверно, но если писать как есть, то слишком долго будет).
Но наверняка оно стоит немало денег, к тому же в таком деликатном деле явно не обойдётся без повышенной хрупкости грифа, проблем с очисткой ладовых выемок, а также утерей и поломкой этих самых ладов.
На сегодняшний день всё же наиболее адекватным вариантом являюстя веерные лады. Вообще, использование единой мензуры для струн с разным диаметром - это какая-то инженерная нелепость.
Увы, даже веерные лады крайне редко встретишь в продаже. Средний гитарист потрясающе неграмотен во всех вопросах связанных музыкой, и даже самой гитарой, а жидопроизводители и не думают разбираться с очевидными проблемами своих инструментов.

2 комментария
opera.rulez 12-03-2015 16:30 0

Simple_Not, Кстати, для информации:

1. Статья об изобретателе в Википедии: en.wikipedia.org/wiki/Tolgahan_Çoğulu

Он же принимает заказы на изготовление, но эксклюзивная гитара, полагаю, будет стоить, как пароход. О других производителях подобных инструментов я до сих пор не слышал.

2. Во вступлении играет это произведение:

Превью клипа

Simple_Not 12-03-2015 16:35 +1

opera.rulez, А является ли он специалистом в области акустики сраного дерева? Гитара гитарой, но сраное дерево должно быть тщательно отобрано, просущено и пропилено, иначе звук будет весьма посредственный.
С этими цыганскими вёслами сплошные проблемы.
Впрочем, как и с любым другим музыкальным инструментам. Спасибо физике мира за существование тембра. Без него всё было бы куда проще, но и унылее.
Даже в наш развитой век изготовление несчастных варганов является чуть ли не сакральной наукой.

12-03-2015 22:44 0

Не в качестве аргумента, а в качестве закладок на «послушать потом» оставлю микротональную и обычную версию некоторых произведений.

The Doors. Riders on the Storm.

Manuel de Falla. Chanson du Feu Follet.

Tarrega. Marieta.

Stanley Myers. Cavatina.

Chopin. Prelude in E Minor.

Astor Piazzolla. Soledad.

Erik Satie. Gnossienne No.1

Erik Satie. Gymnopedie No.1.

0 комментариев
12-03-2015 19:08 +1

Превью клипа
вот инструмент достойный внимания.

2 комментария
Slimmer 12-03-2015 21:20 0

Vidadi, музыканты виртуозы, а само по себе звучание инструмента не впечатляет. Стиль игры похож на фламенко, кстати)

Vidadi 15-03-2015 15:14 0

Slimmer, просто ты не восточный человек.

12-03-2015 21:24 +1

что такое микротональная музыка? Там на Востоке все поголовно моцарты и слышат 1\4 и 1\6 тона? В роликах я не слишком понял, почему он не мог бы такое сыграть на обычной гитаре.

13 комментариев
opera.rulez 12-03-2015 21:33 0

Slimmer, Восток — дело тонкое.

А если серьёзно, то я сомневаюсь, что многие люди смогут расслышать 1/4 и 1/6 тона. Однако, в аккордах равномерный темперамент может резать ухо из-за трансцендентного отношения частот. Вспомним про дьявольский тритон.

В септаккордах, которые так часто звучат на гитарах, для четвёртого звука как раз эти доли тонов и нужны. Например в том, что гитарасты обозначают как C7 Cmaj7, для консонанса последняя нота должна быть не си, а где-то посередине между си-бемоль и си.

Slimmer 12-03-2015 21:43 +1

opera.rulez, В септаккордах, которые так часто звучат на гитарах, для четвёртого звука как раз эти доли тонов и нужны.
да ладно. Большая септима между первой и четвертой нотой не дает достаточного диссонанса? Даже музыканты 1\4 тона не все слышат - какая разница си это будет или полу-си-бемоль. Во время игры колок слегка ослабнет - и будет тебе четверть тона. Только никто этого не заметит даже

Slimmer 12-03-2015 21:45 0

Slimmer, не дает достаточного диссонанса?
а для консонанса... Ну для консонанса есть другие созвучия)

opera.rulez 12-03-2015 21:50 0

Slimmer, И то верно. Обеспечить стабильность тона на гитаре практически невозможно. От начала игры к концу соотношения между натяжениями струн могут измениться до неузнаваемости.

opera.rulez 12-03-2015 22:12 0

Slimmer, Придётся поставить плюс и за этот аргумент. Чтобы понять, нужна ли вообще микротональная музыка, нужно послушать одно и то же произведение в аранжировке для стандартной шкалы и в микротональной аранжировке. Примеров сходу найти не могу.

opera.rulez 12-03-2015 22:20 +1

opera.rulez, P.S. Хотя... вот «Kara toprak» («Чёрная земля») на турецком инструменте:
Превью клипа

Вот на стандартной шестиструнке:
Превью клипа

И вот на микротональном монстре:
Превью клипа

Slimmer 12-03-2015 22:24 +1

opera.rulez, в тех моментах, где явно слышны "микротоны", подобного же эффекта можно добиться с помощью вибрато на обычной гитаре.

Slimmer 12-03-2015 22:35 +1

opera.rulez, на этих видео разница слышна. Правда, потлатый вполне справляется

Simple_Not 13-03-2015 03:24 +1

Slimmer, Тащемта, здоровый человек вполне себе слышит отклонения до 10 центов (1\10 полутона). У людей с тренированным слухом эта чувствительность может доходить и до 5-6 центов.
Проблема с микротонами - это вопрос звукорядов. В равномерно-темперированном строе любой лад звучит несколько фальшиво, в них не чувствуется должного тяготения (поэтому же, сегодня большинство учащихся совершенно не понимают зачем нужен энгармонизм). Зато мы можем играть джаз.
Ещё одна важная проблема - аккорды и интервалы. В равномерно-темперированном строе практически все интервалы не являются натруальными, причём различие это вполне себе фиксируется даже неподготовленными ушами. Единственный интвервал, к которому не придерёшься - октава. Он же самый скучный.
Однако на звуках одного лишь звукоряда, особенно если он составлен по квинтам, например, крайне сложно сооружать серьёзное гармоническое движение. Волчья квинта во все поля.
При этом во всех музыкальных стилях до сих пор высоко котируется умение интонировать, т.е. отходить от чётко заданной звуковысотной шкалы в угоду произведению. Септиму понизить, квинту чуть поднять и т.д. Хоры, работающие в натуральном строе так и вовсе выдают божественное звучание.
А нужна ли кому-нибудь прям микротональная музыка - вопрос всё ещё дискуссионный. Играть её сложно, сочинять муторно, а слушателю едва ли понравится. Вот и остаётся сиё направление маргинальным вот уже сколько лет.

Чтобы не быть голословным я даже закон нарушу, вот сканы с книги Холопова "Гармония. Теоретический курс":

Slimmer 13-03-2015 07:24 +1

Simple_Not, Тащемта, здоровый человек вполне себе слышит отклонения до 10 центов (1\10 полутона). У людей с тренированным слухом эта чувствительность может доходить и до 5-6 центов.
слышит в каком смысле? В ДМШ, где я учился, половина группы за 5 лет не научилась отличать большую септиму от малой. Ну т.е. если подряд играешь большая септима\малая септима, то отличат, а если, например, кварта\терция\квинта\какая-либо септима, то, один хрен, путаются. Т.е. им в музыкальное произведение вставь в какое-нибудь место большую септиму вместо малой - они могут и не заметить разницы. А ты говоришь 1\10 тона. Да, если ты сыграешь одновременно E и E+1/10, тебе, наверное, многие скажут, что прима как-то фальшиво прозвучала. Через 10 секунд сыграешь E и E+3/10, тебе скажут, что прозвучало то же самое. А водопаде нот и аккордов эти 1\10 тона вообще не будут восприниматься.
вот сканы с книги Холопова "Гармония. Теоретический курс":
посмотрел, разрыдался от осознания, какой я все-таки лох в музыке, и пошел на работу.

Simple_Not 13-03-2015 12:07 0

Slimmer, Ясное дело, что в мелодическом движении сложно такое различать. Но просто распознать что один звук выше другого - вполне себе можно.
Впрочем, у нас в хоре даже не абсолютники и не скрипачи вполне себе слышат, если какая-то партия недотягивает (разница, конечно, побольше чем 1\10 полутона, но всё же). При мне человек вполне спокойно различал натуральную б.3 с темперированной.
разрыдался от осознания, какой я все-таки лох в музыке
Таки да, Холопов - монструозная штука. А сколько людей его осилить не могут - вообще караул.

Simple_Not 14-03-2015 17:55 0

Simple_Not, Превью клипа Превью клипа
К вопросу об интервалах и аккордах. Пока не могу внятно объяснить что за охуительные волны он там показывает, но оно вполне себе работает и не вчера придумано.
В общем виде оно так и выходит: даже на видео видно, что малейшие отклонения по высоте (судя по всему синусоидных звуков) дают серьёзне отклонения в сочетаемости звуков даже в рамках интервалов. Два звука образуют тот ещё коктейль из частот. Итоговое характерное звучание конкретных интервалов - сугубо тембральная характеристика, которая вырастает из сочетания двух или более звуков.
Есть у меня даже подозрение, что если мы работаем не с синусоидами, то звуки различных тембров имеют несколько разнящуюся сочетаемость с другими звуками, банальное получается иной тембральный рисунок. Отсюда имеем стандартную жалобу на то, что саксофон не звучит с гитарой под этим дисторшоном, а использование балалайки позволяет совершенно иначе обыгрывать септаккорды, не вызывая при этом приступов тошноты у зрителя.
Так вот, наши уши вполне себе слышат те самые тембральные изменения. Средний человек вообще очень ограничено пользуется возможностями своего слухового анализатора, либо попросту не осознаёт их. Один только феномен распознавания голосов конкретных людей подводит нас к тому, что мозг без проблем может запоминать тембральную картину, что налагается на звук. Причём именно картину, а не какой-нибудь там паттерн. Тут стоит вспомнить, что люди до сих пор не научились внятно синтезировать человеческий голос - диктофонная запись по-прежнему считается неопровержимым доказательством на суде. А мозг преспокойно различает, запоминает и даже прогнозирует тембральные изменения в зависимости от эмоций говорящего и т.д.
Интервалы, аккорды и прочую лабуду мы воспринимаем именно по их тембральным особенностям. Поэтому если приучить свой слухо-речевой аппарат узнавать и воспроизводить определённый интервал, то он и будет работать с неким конкретным способом взаимосвязи звуков различной высоты.
Поэтому, если кто-то плохо сольфеджировал, то он всегда будет грязно брать даже квинты с терциями - его мозг попросту не понимает ещё что от него хотят. Сюда же стоит отнести узнавание интервалов, с той лишь поправкой, что из-за равномерно-темперированного строя мы имеем значительную долю шумов в интервалах, что несомненно будет влиять на их специфицеский тембральный оттенок, и, следовательно, и на восприниятие и узнаванием их учеником.
Порой бывает и ещё веселее - мозг всё вполне себе воспринимает и узнаёт, но делает это бессознательно, либо прописывает информацию в каких-то закутках, далёких от сферы вербализации. Поэтому ты вроде и услышал, вроде понял что узнал, но совершенно не можешь ответить что это вообще такое помимо очевидных рационализаторств вроде "это не унисон, не октава, и ни в коем случае не нон-аккорд".

opera.rulez 14-03-2015 23:07 +1

Simple_Not, > Пока не могу внятно объяснить что за охуительные волны он там показывает, но оно вполне себе работает и не вчера придумано.

Клипы не смотрел, текст не читал, но на превьюшке наблюдаю фигуры Лиссажу. Удобная вещь для определения соотношения частот (или даже спектров) звуков.

На пластины, отклоняющие луч осциллографа по вертикали подаёшь один сигнал, а на пластины, отклоняющие по горизонтали — другой сигнал вместо сигнала развёртки.

В случае синусоидальных сигналов одинаковой частоты луч будет рисовать прямую, в случае сдвига фаз — круг или эллипс. Если частоты относятся как 1:2 (октава), на экране увидим восьмёрку. В общем случае консонансов мы увидим устойчивую фигуру с ограниченным количеством самопересечений. В случае диссонанса картинка будет дрожать или весь экран зальётся светом (в зависимости от инерционности люминофора осциллографа).

В эпоху цифровой техники, не имея железного осциллографа, его работу можно смоделировать программой. И вроде в каких-то плеерах и в аудиоредакторах даже есть готовый модуль для этого.